Основные принципы земельного законодательства
Страница 2

Платность использования земли является отраслевым принципом земельного права, логически вытекающим из более общего принципа платности природопользования. Данный принцип является традиционным для российского земельного законодательства (см. например, ст.47-51 ЗК 1991г.). Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (для земельных участков, предоставленных в пользование на условиях аренды). Норма-принцип, установленная в подп.7 п.1 комментируемой статьи, получила конкретизацию, в частности, в ст.65 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней). Исключения из общего правила о платности землепользования могут вводиться федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. При этом указанные исключения ни при каких обстоятельствах не могут устанавливаться подзаконными правовыми актами, принятыми на федеральном и региональном уровнях.

Содержание принципа деления земель по целевому назначению на категории раскрывается, помимо подп.8 п.1 ст.1 Кодекса, также в других его статьях, например, 7, 8, 77-103 и др.

Принцип разграничения государственной собственности на землю получает конкретное выражение в ст.16-19 Кодекса, определяющих общие правовые основы такого разграничения, и федеральных законах, например, в ФЗ от 17.07.2001г. "О разграничении государственной собственности на землю".

Принцип дифференцированного подхода к установлению правового режима земель реализуется, в частности в ст.77-103 Кодекса, регулирующих режим различных категорий земель.

Правовое регулирование использования и охраны земель основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, установленном в подп.11 п.1 ст.1 Кодекса.

Чрезвычайно важное значение имеет принцип разграничения норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель. Следует отметить, что вопрос о пределах гражданско-правового и земельно-правового регулирования весьма сложен и не имеет однозначного ответа в доктрине. Ориентиром здесь может быть правило п.1 ст.3 Кодекса о том, что земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, т.е. земельные отношения. Гражданское же законодательство первично эти отношения не регламентирует, но поскольку земля является объектом гражданского оборота, в котором участвуют субъекты гражданского права, многие отношения по поводу земли, в том числе и некоторые отношения, связанные с ее использованием, являются предметом гражданско-правового регулирования (см. ст.2 ГК РФ). См. также ст.3 Кодекса и комментарий к ней.

2. Пункт 2 ст.1 Кодекса констатирует, что перечень основных принципов земельного законодательства, установленный в п.1 данной статьи, не является исчерпывающим. При этом, если в федеральных законах определяются и другие принципы указанной отрасли, то они не могут вступать в противоречие с нормами п.1 ст.1 Кодекса.

Страницы: 1 2 

Другие статьи:

Почему остановили именно меня?
Существуют общие критерии, по которым инспектор решает, какую машину следует остановить. — Останавливают старый, потрепанный жизнью автомобиль в надежде на то, что у водителя отсутствует талон ТО ...

Полномочия участников бюджетного процесса .
Бюджетные полномочия представляют собой права и обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении принятия правовых актов в области бюджетных отношений, а такж ...