Содержание охраны земель
Страница 1

1. Статья восприняла некоторые правовые нормы и отдельные принципы, установленные в ст.101-103, 105, 106 ЗК 1991г., что свидетельствует о преемственности правового регулирования данной сферы отношений. В то же время в ст.13 Кодекса содержатся и новеллы, отражающие особенности современного подхода к охране земель.

Пункт 1 ст.13 конкретизирует цели охраны земель, определенные в п.2 ст.12 Кодекса, путем установления юридических обязанностей перечисленных в комментируемом пункте участников земельных отношений. Поскольку в данном случае законодателем использован императивный метод правового регулирования, неисполнение перечисленных в подп.1-7 п.1 ст.13 Кодекса обязанностей лицами, которым адресованы данные правовые нормы, в определенных случаях может служить основанием юридической ответственности по правилам ст.74-76 Кодекса.

В то же время следует иметь в виду, что носители указанных в п.1 ст.13 обязанностей перечислены в первом абзаце данного пункта исчерпывающим образом. Поэтому указанную правовую норму нельзя толковать расширительно. Исходя из буквального толкования нормы можно утверждать, что ее действие распространяется лишь на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков (нормативные определения каждого из указанных участников земельных отношений содержатся в п.3 ст.5 Кодекса). В связи с этим установленные комментируемым пунктом юридические обязанности не могут быть возложены, например, на обладателей сервитутов.

При реализации положений п.1 ст.13 Кодекса необходимо применять также нормы иных федеральных законов, например, ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды", ФЗ от 16.07.1998г. "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", ФЗ от 30.03.1999г. "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ФЗ от 10.01.1996г. "О мелиорации земель" и др., а также подзаконных нормативных правовых актов.

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет виды программ охраны земель и основные параметры содержания указанных документов. Это объясняется тем, что для повышения эффективности природоохранной деятельности требуются неотложные меры, включая принятие законодательных актов, обеспечивающих юридические основы экологической безопасности, организационно-административные меры, направленные на совершенствование управления природоохранной деятельностью в стране, проведение экологической экспертизы всех программ и проектов, разрабатываемых на федеральном, региональном и местном уровнях.

С учетом Экологической доктрины Российской Федерации программы охраны земель определяют перечни конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этой цели. В них должны учитываться особенности хозяйственной деятельности, природные и другие условия соответствующего региона. Система организации контроля за исполнением программ устанавливается в соответствии с действующим порядком их реализации.

Федеральные программы могут быть целиком посвящены конкретным мероприятиям по охране земель или включать эти вопросы как частные при решении более масштабной экологической задачи, например, в определенном регионе. Как правило, программы второго вида содержат подпрограммы, предусматривающие и мероприятия в области охраны земель.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи:

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующи ...

ДРУГИЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Мало приобрести автомобиль. Чтобы он прослужил вам как можно дольше, его необходимо поддерживать в исправном состоянии. Это зависит от многих факторов. Как вести себя в критической ситуации, орган ...