Подготовка дел к слушаниюСтраница 17
Поэтому не привлечение судом в качестве третьего лица на стороне ответчика фактического причинителя вреда, в силу п. 4 ст. 307 ГПК Украины, основанием для отмены решения суда, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение. Объем ответственности в регрессных обязательствах определяется принципом полного возмещения.
В тех случаях, когда размер возмещения потерпевшему уменьшается в зависимости от степени его вины (ст. 1193 ГК), соответственно уменьшается и размер возмещения по регрессному требованию (ст. 1191 ГК).
Принцип полного возмещения в регрессных обязательствах применяется постольку, поскольку иной размер не предусмотрен специальным законом, например ограниченная ответственность.
Пленум Верховного Суда Украины в своем Постановлении от 27.03.92 г. № 6 указал по этому поводу на следующее: «С виновного лица по регрессным требованиям взыскивается сумма имущественных затрат, понесенных на выполнение обязательств по возмещению вреда, а если законом установлены пределы возмещения либо пределы ответственности виновного лица, то с нее затраты взыскиваются в этих пределах.
Регрессные требования могут быть предъявлены на протяжении трех лет, если одной из сторон является физическое лицо, и на протяжении одного года, если сторонами являются юридические лица, со дня выполнения обязательства о возмещении вреда (возмещение в натуре, выплате сумм периодических платежей и т. п.)».
В процессе изучения письменных доказательств, суды должны быть предельно внимательны, чтобы не допускать ошибок.
Так, например, при изучении заключения технической экспертизы, один из судов Харьковской области не обратил внимания на то, что повреждение в результате дорожно-транспортного происшествия получил один автомобиль, а эксперту для опенки и определения стоимости возмещения убытков был представлен другой. К чести эксперта, он в описательной части заключения указал номердвпгателя, кузова и государственный регистрационный номер. Сам же он не обратил внимания на протокол осмотра технического средства, составленный сотрудником ГАИ при дорожно-транспортном происшествии. Суд рассмотрел спор по существу и взыскал с ответчика ущерб за автомобиль, которому он не причинял вреда. Что характерно, никто из участников процесса не обратил внимания на эту несуразицу.
Лишь вышестоящий суд проявил бдительность и сопоставил данные технического паспорта, указанные в протоколе осмотра техническою средства в период дорожно-транс-портною происшествия, составленном сотрудником ГАИ', и акта осмотра автомобиля, представленного потерпевшим эксперту, где был указан другой технический паспорт и другая модель.
Повреждения во время дорожно-транспортного происшествия получил автомобиль ВАЗ-2101, а эксперту был предъявлен автомобиль ВАЗ-2109. Можно представить, какой ущерб был определен вследствие подмены автомобилей. Решение было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение, так как исследовался объект, который не участвовал в дорожно-транспортном происшествии.
Напрашивается вывод, что суды, изучая заключение автотехнической экспертизы, в каждом конкретном деле не должны слепо им верить. Необходимо тщательно сверять протоколы осмотра технических средств; проверять произведенные расчеты (на предмет арифметических ошибок); сверять, какие повреждения были причинены автомобилю при дорожно-транспортном происшествии и какие указаны экспертом, и др.
Небезинтересен и такой вопрос, как проверка содержания доверенности, выданной на распоряжение либо управление автомобилем, другим транспортным средством: кому она выдана (фамилия, имя, отчество), какой транспорт, марка, номер двигателя, шасси, государственный номер, надлежащим ли липом она заверена.
В одном из местных судов Харьковской области судья в качестве ответчика по делу по иску о взыскании имущественного вреда в связи со столкновением транспортных средств при-влеклицо, управляющее автомобилем по доверенности. Ни работники ГАИ при составлении админпротокола за нарушение Правил дорожного движения, ни судья не заметили, что этому лицу выдана доверенность на управление другим автомобилем, а не тем, что участвовал в столкновении. Кроме этого, отчество в доверенности не сходилось с отчеством привлеченного по делу лица. Расхождения были замечены судьей лишь в конце судебного заседания.
Согласно п. 2.13 Правил дорожного движения право на управление транспортными средствами предоставляется:
а) мототранспортными средствами и мотоколясками — с 16-летнего возраста;
б) автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более 8 пассажиров), трамваями и троллейбусами - с 18-летнего возраста;
Другие статьи:
Понятие и виды хозяйственных товариществ (партнерств)
Среди
организационно-правовых форм зарубежных фирм особое место принадлежит
хозяйственным товариществам. К хозяйственным товариществам относят такие
объединения лиц, которые, как правило, о ...
ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
Статья 28.1. Возбуждение дела об административном правонарушении
1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:
1) непосредственное обнаружение должностными лицами, упол ...