Сложность определенияСтраница 1
Сложность определения оснований имущественной ответственности за вред, возникший в результате повреждения механических транспортных средств при столкновении, состоит в том, что в юридической литературе и практике не выработано единого определения условий ответственности всех сторон за вред, причиненный столкновением автотранспортных средств. Не урегулирован этот вопрос окончательно и в ныне действующем Гражданском кодексе Украины. Статьи 1187, 1188 ГК Украины, устанавливающие ответственность владельца источника повышенной опасности за причинение вреда этим источником, не учитывают некоторые моменты, возникающие при столкновении автотранспортных средств, когда вред причинен в результате действия не одного источника, а двух или нескольких.
При рассмотрении вопроса о нормативном регулировании столкновений автотранспортных средств необходимо иметь в виду следующее.
Статья 1166 ГК Украины, определяя общие основания ответственности за причиненный вред, указывает на то, что она наступает лишь при наличии вины. Причинивший вред освобождается от его возмещения, если докажет, что вред причинен не по его вине, кроме тех случаев, когда вред возник в результате действий источника повышенной опасности. Согласно п. 5 ст. 1187 ГК Украины ответственность за вред, причиненный таким объектом, наступает независимо от вины, если владелец не докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При столкновении автотранспортных средств вред причиняется в результате взаимодействия двух или нескольких источников повышенной опасности. Поэтому столкновение необходимо рассматривать как частный случай причинения вреда источником повышенной опасности.
Определяя ответственность без вины владельца источника повышенной опасности по ст. 1187 ГК Украины, законодатель
тем самым дополнил, но не отменил общие основания ответственности за вину, предусмотренные ст. 1166 ГК Украины. В законе лишь подчеркнуто, что если действует источник повышенной опасности, то наряду с общим бесспорным основанием ответственности за вину может наступать ответственность и без вины владельца при определенных условиях.
Таким образом, решая вопрос об ответственности за вред, возникший в результате столкновения автотранспортных средств, в первую очередь нужно обратиться к закону об общих основаниях ответственности за вред (ст. 1166 ГК), согласно которому лицо, виновное в причинении вреда, обязано участвовать в его устранении в полном объеме, независимо от степени своей вины. Размер же возмещения вреда в случае столкновения зависит от вины другого или других владельцев столкнувшихся автотранспортных средств. При установлении их вины этот совместно причиненный вред должен распределяться в соответствии со степенью вины всех владельцев (ст. 1188 ГК). Поэтому следует признать правильной практику отмены судебных решений в случае, если не исследовался вопрос о виновности второго владельца, участвовавшего в столкновении транспортных средств.
Приведем по этому поводу пример.
Б. обратился в суд с иском к Т. о возмещении ущерба в размере 800 грн., ссылаясь на то, что ответчик, управляя принадлежащим ему на праве частной собственности автомобилем, допустил столкновение с машиной истца, в результате чего ей были причинены повреждения.
Местный суд г. Харькова удовлетворил иск, апелляционный суд Харьковской области оставил решение суда без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие статьи:
Свидетели по факту нарушения ПДД
Одной из первых мыслей, которые посещают голову водителя, когда он видит взмах
жезла, направленный на него с требованием остановиться, является мысль о том, что
в качестве свидетелей того, что он ...
ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
Статья 30.1. Право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении
1. Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано
лицами, указанными в ста ...