Сложность определенияСтраница 8
А пока, исходя из того, что ст. 1187 ГК Украины предусматривает дополнительную ответственность за вред, причиненный случайным взаимодействием источников повышенной опасности, суды удовлетворяют и следующие иски.
Троллейбус из-за возникшей неисправности в двигателе и трансмиссии выехал на полосу встречного движения, где столкнулся с автомобилем ВАЗ-2109, принадлежащим Б. При этом последнему был причинен ущерб в сумме 5749 грн. Органы дознания, не усмотрев в действиях водителя троллейбуса и должностных лиц каких-либо нарушений, связанных с данным ДТП, прекратили производство по делу. Местный суд удовлетворил иск Б. к троллейбусному депо и в решении указал, что ущерб причинен в результате поломки троллейбуса. Поэтому владелец источника повышенной опасности (ответчик) в соответствии с п. 5 ст. 1187 ГК Украины должен возместить вред, несмотря на отсутствие вины его водителя. Смотрите мосэстрада.рф помещение со сценой в аренду.
Если бы в данном случае суд исходил только из требований ст. 1166 ГК Украины, то этот иск не мог бы быть решен подобным образом. Между тем, вряд л и у кого вызовет сомнение правильность указанного решения.
Но, как говорилось выше, действующее гражданское законодательство, установившее общие основания ответственности за причинение вреда (ст. 1166 ГК) и дополнительную ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности (ст. 1187, 1188 ГК), дало возможность правильно решить проблему ответственности при столкновении. При этом в случае виновного причинения вреда при столкновении автотранспортных средств суды должны руководствоваться ст. 1166 ГК Украины, при определении оснований ответственности — ст.ст. 1187, 1188 ГК Украины. При случайном же столкновении как при определении оснований ответственности, так и при определении субъекта ответственности — ст.ст. 1187, 1188 ГК Украины.
Как было указано выше, в законе четко не урегулирован вопрос об условиях ответственности владельцев друг перед другом, когда вред причинен в результате взаимодействия (столкновения) автотранспортных средств, как это сделано, например, для воздушного и водного транспорта. Эти условия выработаны судебной практикой, а затем они нашли свое отражение в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике рассмотрения судами гражданских дел по искам о возмещении ущерба» от 27 марта 1992 г. № 6 (с последующими изменениями и дополнениями), а также частично в ст.ст. 1188, 1190 ГК Украины.
Вместе с тем следует указать, что если в результате взаимодействия транспортных средств ущерб причинен третьим лицам (иногда их называют «другие лица»), то ответственность перед ними несут солидарно оба владельца на основании ст.ст. 1188, 1190 ГК Украины, а также в соответствии с ч. 1 п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Украины от 27 марта 1992 г. № 6, где указано: «Разъяснить судам, что вред, причиненный несколькими лицами, возмещается каждым из них в части, причиненного им вреда (в порядке долевой ответственности). Лица, которые совместно причинили вред, т. е. причинили неделимый вред взаимосвязанными, совместными действиями, либо действуя с единым умыслом, несут солидарную ответственность перед потерпевшим. В таком же порядке отвечают владельцы источников повышенной опасности за вред, причиненный при столкновении источников повышенной опасности другим лицам».
На практике возник вопрос: кого следует понимать под третьими (другими) лицами? Ясно, что к их числу относятся окружающие (ст. 1187 ГК), т.е. посторонние лица, которые не являются владельцами столкнувшихся транспортных средств и которым причинен вред в результате столкновения (например, пешеход, пострадавший при ДТП, владелец поврежденного имущества, у которого уничтожен киоск, разрушен дом в результате наезда и т.п.). Может ли считаться третьим лицом собственник транспортного средства, передавший его во владение другому лицу по предусмотренным в законе основаниям, например по доверенности, если это лицо управляло одним из столкнувшихся транспортных средств?
Другие статьи:
Заключение
Мы, авторы этой книги, уверены в том, что книга оказалась для вас не только интересной,
но и полезной. Но останавливаться только на ее прочтении не стоит — теперь все описанное
следует применять н ...
Автомобиль задерживают. Что делать?
Задержание транспортного средства ситуация — прямо скажем, далеко не приятная.
Задержание, являющееся запретом на эксплуатацию, в любом случае сопровождается рядом
неприятных процедур, таких как с ...