Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного застрахованным транспортным средствам, и применение в этом случае законодательства о страховании
Страница 11

В договоре страхования может быть предусмотрен и другой порядок выплаты страхового возмещения страховыми компаниями.

Например, в одних правилах страхования страховая компания записала: «Если в момент наступления страхового случая в отношении застрахованного транспортного средства действовали также другие договоры страхования, возмещение ущерба распределяется пропорционально по отношению страховых сумм, в которых объект страхования застрахован каждой страховой компанией. Страховщик выплачивает возмещение лишь в части, которая припадает на его долю. Размер возмещения уменьшается на размер франшизы при наличии последней».

Такая запись в Правилах страхования не противоречит ст. 986 ГК Украины.

Установленный законодательством действующий порядок возмещения вреда, возникающий как при столкновении транспортных средств, так и при любых других проявлениях их вредоносных свойств, нередко не обеспечивает полного возмещения материального ущерба потерпевшим, да и подчас тяжелым бременем ложится на плечи причинителя вреда.

Настоятельно требуется ввести дополнительное правовое регулирование гражданской ответственности индивидуальных владельцев автотранспортных средств. Уже давно признано, что лучшим решением этого вопроса было бы введение страхования гражданской ответственности собственников источников повышенной опасности (автомобилей, мотоциклов и др.).

Несмотря на обилие высказываний в пользу такого решения, вопрос этот на практике решается оченьтрудно. Почему?

Такой вид страхования установлен в большинстве стран мира, и нет никаких оснований, препятствующих его введению в нашем государстве.

Вопрос о страховании гражданской ответственности индивидуальных собственников автотранспортных средств должен перейти из области теоретических споров в стадию практического осуществления.

Страхование имущественной ответственности собственников автотранспортных средств разрешило бы комплекс давно назревших вопросов. Заинтересованными в их решении лицами являются при повреждении транспортных средств как индивидуальные собственники, так и юридические лица (предприятия, учреждения, организации всех форм собственности); при повреждении здоровья (или смерти) — потерпевшие (или иждивенцы) граждане.

Важнейшая задача этого вида страхования — в первую очередь обеспечить интересы потерпевшего, а это возможно лишь в том случае, когда потерпевший имеет дело со страховой компанией, а не с владельцем автомобиля. Даже несвоевременное возмещение причинителем вреда возникшей суммы ущерба ставит потерпевших граждан в исключительно тяжелое положение. Необходимость выплаты иногда огромных сумм серьезно отражается и на материальном положении ответчика и его семьи. Для индивидуальных собственников транспортных средств зачастую не просто трудно, но иногда и невозможно обеспечить выплату возмещения за аварию.

Можно привести множество примеров из судебной практики об исполнении судебных решений о возмещении вреда. Это те случаи, когда у причинителя вреда нет никакого имущества и других источников для взыскания, когда он сам пострадал при аварии, утратил трудоспособность или погиб, когда он привлечен к уголовной ответственности.

Приведем пример.

Б., управляя в нетрезвом виде принадлежащим В. автомобилем ВАЗ-2109, совершил аварию и был осужден к 4 годам лишения свободы. Поскольку В. в результате дорожно-транспортного происшествия был причинен материальный ущерб, с Б. взыскано в пользу В. 2400 грн. Никакого имущества у Б. не обнаружено. Нетрудно себе представить, как долго будет возмещаться причиненный В. ущерб.

Ненормальным является и такое положение, когда с юридического лица легко получить возмещение, а с физического лица — трудно или невозможно. Когда ущерб взыскивается с юридического лица, он в большинстве случае в тут же погашается. Вместе с тем подчас создаются неустранимые трудности, когда то же юридическое лицо взыскивает возмещение с физического лица — собственника транспортного средства. На балансах многих автохозяйств в течение длительного времени находятся суммы дебиторской задолженности, которые по истечении сроков взыскания списываются как нереальные.

В печати уже отмечалось, что с введением страхования имущественной ответственности произойдет и активизация денежного оборота (наличие страхового фонда, полная и оперативная выплата ущерба, ликвидация задолженности но исполнительным листам). И все это вместе окажет неоценимую помощь судебной практике. Короче, с введением страхования ответственности появилась бы твердая гарантия возмещения вреда.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие статьи:

Почему остановили именно меня?
Существуют общие критерии, по которым инспектор решает, какую машину следует остановить. — Останавливают старый, потрепанный жизнью автомобиль в надежде на то, что у водителя отсутствует талон ТО ...

Заключение
Мы, авторы этой книги, уверены в том, что книга оказалась для вас не только интересной, но и полезной. Но останавливаться только на ее прочтении не стоит — теперь все описанное следует применять н ...