Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного застрахованным транспортным средствам, и применение в этом случае законодательства о страховании
Страница 12

Вместе с тем следует указать, что закон либо постановление правительства о страховании гражданской ответственности не могут полностью освобождать от возмещения ущерба всех лиц, виновных в дорожно-транспортных происшествиях. Некоторые авторы совершенно справедливо ссылаются на то, что при освобождении причинителей вреда от обязанностей по возмещению ущерба могут быть подорваны политико-правовые задачи, стоящие перед институтом гражданской ответственности, страхования и их основными принципами.

Чтобы этого не произошло, следует продумать систему защиты этих задач.

При решении этого вопроса необходимо иметь в виду, что виновные лица могут быть привлечены как к уголовной, так и к административной ответственности.

Что касается гражданской ответственности причинителя вреда, то следует тщательно продумать вопрос о том, в каких случаях по договору страхования гражданской ответственности Страхователь должен освобождаться от возмещения ущерба.

В первую очередь следует указать на то, что в интересах потерпевших в случае возникновения вреда, причиненного Страхователем по такому договору, страховая компания должна полностью возмещать ему материальный ущерб вместо причинителя вреда.

В обычном договоре страхования транспортных средств перечислены случаи, когда страховая компания освобождается от выплаты возмещения Страхователю. В договоре страхования гражданской ответственности не может быть предусмотрено освобождение Страховщика от обязанностей, которые перед потерпевшим имеет Страхователь. В этом договоре в нормативном порядке необходимо предусмотреть для страховых компаний право обратного требования (регресса) к Страхователю или другому ответственному за вред лицу, как и в обычном договоре страхования.

При определении субъектов ответственности за вред, возникший в результате взаимодействия транспортных средств, было указано, что любая вина одного из участников столкновения возлагает на него обязанность возместить причиненный вред. Нельзя этот вывод механически переносить на случаи определения права страховой компании на регресс при действии договора страхования гражданской ответственности.

Следовало бы предоставить страховым компаниям право регресса к Страхователю или к иным лицам, ответственным за причинение вреда в тех случаях, когда вред причинен умышленно, во всех случаях управления транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или не имеющими прав на управление, лицами противоправно завладевшими транспортными средствами и причинившими при этом вред. Такое же право регресса следует предоставить страховой компании к организациям всех форм собственности, виновным в причинении вреда.

При введении страхования гражданской ответственности будет разрешен и ряд морально-этических проблем, возникающих при рассмотрении дел о возмещении ущерба, причиненного в результате действия источника повышенной опасности. Здесь в первую очередь следует иметь в виду сужение или ликвидацию требований прямого характера потерпевшего к причинителю вреда. Эти требования будут погашаться обязательствами, взятыми на себя страховыми компаниями по договору.

Далее следовало бы указать и на то, что согласно действующему законодательству потерпевший получает возмещение с причинителя вреда в некоторых случаях, когда ею поведение небезупречно, и наоборот, причинитель вреда может быть невиновным, а на него возлагается обязанность по возмещению вреда.

Страхование имущественной ответственности за причинение вреда собственникам незастрахованных транспортных средств по существу расширяет страхование транспортных средств. При этом имущество страхуется как бы не собственником, а третьим лицом (потерпевшим).

Представляется, что самый правильный путь, наиболее полно отвечающий политико-правовым задачам, стоящим перед институтом гражданской ответственности, — это введение специального вида страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. При этом такое страхование должно быть обязательным, с периодическими взносами собственников, из которых образуется страховой фонд для соответствующих выплат.

Только обязательность такого страхования средств транспорта для всех владельцев может обеспечить каждому физическому лицу, здоровью и имуществу которого нанесен вред, соответствующее возмещение ущерба.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Другие статьи:

ПРИОБРЕТАЕМ МАШИНУ
Большинство людей рано или поздно решает приобрести автомобиль. Если планируется покупка нового автомобиля, вы просто идете в автосалон, платите деньги и получаете ту машину, которая вам понравитс ...

На вас составляют протокол
Протокол — это еще не постановление, поэтому ничего страшного в том, что его составляют, нет, особенно если речь идет о незначительных нарушениях. Виновным вы еще не признаны. При составлении на ...